Среда, 19.12.2018, 12:06
Приветствую Вас Гость | RSS
Меню сайта
Поиск
Календарь
«  Декабрь 2018  »
ПнВтСрЧтПтСбВс
     12
3456789
10111213141516
17181920212223
24252627282930
31
Block title

МУНИЦИПАЛЬНОЕ БЮДЖЕТНОЕ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ 

«Мелеховская основная общеобразовательная школа №2 имени С.Г.СИМОНОВА» КОВРОВСКОГО РАЙОНА

Детская одаренность

МЕТОДИЧЕСКИЙ СЕМИНАР

 «ОСОБЕННОСТИ РАБОТЫ С  ОДАРЕННЫМИ ДЕТЬМИ»

Скачать документ

Определение понятий

«одаренность» и «одаренный ребенок»

 Одаренность - это системное, развивающееся в течение жизни качество психики, которое определяет возможность достижения человеком более высоких (необычных, незаурядных) результатов в одном или нескольких видах деятельности по сравнению с другими людьми.

    Одаренный ребенок - это ребенок, который выделяется ярки­ми, очевидными, иногда выдающимися достижениями (или имеет внутренние предпосылки для таких достижений) в том или ином виде деятельности.

    На сегодняшний день большинство психологов признают, что уровень, качественное своеобразие и характер развития одаренно­сти - это всегда результат сложного взаимодействия:

·                наследствен­ности (природных задатков)

·                социальной среды, опосредованного деятельностью ребенка (игровой, учебной, трудовой).

·                при этом особое значение имеют собственная инициативность ребенка,

·                а также психологические механизмы саморазвития личности, лежащие в основе формирования и реализации индивидуального дарования.

В некоторых случаях причиной, за­держивающей становление одаренности, несмотря на потенциально высокий уровень способностей, являются те или иные трудности развития ребенка: например, заикание, повышенная тревожность, конфликтный характер общения и т. п. 

Таким образом, одаренность у разных детей может быть выра­жена в более или менее очевидной форме.

Одаренность в детском возрасте можно рассматривать в каче­стве потенциала психического развития по отношению к после­дующим этапам жизненного пути личности. Однако при этом сле­дует учитывать специфику одаренности в детском возрасте (в отличие от одаренности взрослого человека).

1) Детская одаренность часто выступает как проявление зако­номерностей возрастного развития. Каждый детский возраст имеет свои предпосылки развития способностей.

     2) Под влиянием смены возраста, образования, освоения норм культурного поведения, типа семейного воспитания и т. д. может происходить «угасание» признаков детской одаренности.

3) Своеобразие динамики формирования детской одаренности нередко проявляется в виде неравномерности (рассогласованности) психического развития. В итоге по одним признакам ребенок может идентифицироваться как одаренный по другим - как отстаю­щий в психическом развитии.

     4) Проявления детской одаренности зачастую трудно отличить от обученности (или шире - степени социализации), являющейся результатом боле благоприятных условий жизни данного ребенка.

             Оценка ребенка одаренного в значительной мере условна. Нельзя закрывать глаза на то, что признаки одаренности, про­являемые в детские годы, даже при самых, казалось бы, благопри­ятных условиях могут либо постепенно, либо весьма быстро ис­чезнуть. Учет этого обстоятельства особенно важен при организа­ции практической работы с одаренными детьми.

Исходя из этого, в практической работе вместо поня­тия «одаренный ребенок следует использовать понятие «признаки одаренности ребенка» (или ребёнок с признаками одаренности»).

 ПРИЗНАКИ ОДАРЕННОСТИ

 Выделяются два аспекта поведения одаренного ребенка: инст­рументальный и мотивационный.

       Инструментальный аспект поведения одаренности ребенка может быть описан следующими п р и з н а к а м и:

       1) Наличие специфических стратегий деятельности. При этом выделяются три основных уровня успешности деятельности, с каждым из которых связана своя специфическая стратегия ее осуществления:

·     быстрое освоение деятельности и высокая успешность ее выполнения

·     использование и изобретение новых способов деятельности в условиях поиска решения в заданной ситуации;

·     выдвижение новых целей деятельности за счет более глубо­кого овладения предметом, ведущее к новому видению ситуации и объясняющее появление неожиданных на первый взгляд идей и решений.

    2) Сформированность качественно своеобразного индивидуального стиля деятельности, выражающегося в склонности «все делать по-своему» и связанного с присущей одаренному ребенку самодостаточной системой саморегуляции.

 3) Особый тип организации знаний одаренного ребенка: высо­кая структурированность; способность видеть, изучаемый предмет в системе разнообразных связей; свернутость знаний в соответст­вующей предметной области при одновременной их готовности развернуться в качестве контекста поиска решения в нужный момент времени; категориальный характер (увлеченность общими идеями, склонность отыскивать и формулировать общие закономерности).

 4) Своеобразный тип обучаемости. Факты свидетельствуют, что одаренные дети, как правило, уже с раннего возраста отличаются высоким уровнем способности к самообучению, поэтому они нуждаются не столько в целенаправленных учебных воздействиях, сколько в создании вариативной, обогащенной и индивидуализи­ванной образовательной среды.

  Мотuвацuонный аспект поведения одаренного ребенка может быть описан следующими п р и з н а к а м и :

   1) Повышенная избирательная чувствительность к определенным сторонам предметной деятельности (знакам, звукам, цвету, техническим устройствам, растениям и т. д.) либо определенным формам собственной активности (физической, познавательной, ху­жественно-выразительной и т. д.), сопровождающаяся, как правило, переживанием чувства удовольствия.

 2) Повышенная познавательная потребность, которая проявля­ется в ненасытной любознательности, а также готовности по собст­венной инициативе выходить за пределы исходных требований деятельности.

 3) Ярко выраженный интерес к тем или иным занятиям или сферам деятельности, чрезвычайно высокая увлеченность каким-­либо предметом, погруженность в то или иное дело. Наличие столь интенсивной склонности к определенному виду деятельности име­ет своим следствием поразительное упорство и трудолюбие.

 4) Предпочтение парадоксальной, противоречивой и неопреде­ленной информации, неприятие стандартных, типичных заданий и готовых ответов.

    5) Высокая требовательность к результатам собственного тру­да, склонность ставить сверхтрудные цели и настойчивость в их достижении, стремление к совершенству.

    Мотивационными признаками одаренных детей являются вы­сокий уровень познавательной потребности, огромная любозна­тельность, страстная увлеченность любимым делом, наличие ярковыраженной внутренней мотивации. С раннего детства одаренные дети демонстрируют интенсивный интерес к познанию, проявляя при этом удивительную способность к концентрации внимания на проблеме и даже своего рода одержимость.

    Иногда стремясь добиться совершенства в выполнении деятельности, ребенок часами переделывает уже законченную работу (сочинение, рисунок, модель), добиваясь соответствия одному ему известного критерия совершенства. Это каче­ство может превратиться в своего рода «самоедство», невозможность до­вести работу до конца. Хотя в целом эта характеристика носит позитивный характер, в будущем превращаясь в залог высокого уровня профессиональных достижений.  

    Следует подчеркнуть, что поведение одаренного ребенка со­всем не обязательно должно соответствовать одновременно всем вышеперечисленным признакам. Поведенческие признаки одарен­ности вариативны и часто противоречивы. Тем не менее даже наличие одного из этих признаков должно привлечь, внимание специалиста и ориентировать его на тщательный и длительный по времени анализ каждого конкретного случая.

             ВИДЫ ОДАРЕННОСТИ

К основным видам деятельности относятся:

·        практическая (можно выделить одаренность в ремеслах, спортивную и организационную)

·        познавательная (область естественных и гуманитарных наук, интеллектуальных игр и т.д.)

·        художественно-эстетическая деятельность (изобразительная, хореографическая, литературно-поэтическая, музыкальная одаренность)

·        комму­никативная (лидерская одаренность)

·        духовно-ценностная – одаренность, которая проявляется в создании новых духовных ценностей, в служении людям, обществу.

  По форме проявления можно говорить еще о явной и скрытой одаренности.

Явная одаренность обнаруживает себя в деятельности ребенка достаточно ярко и отчетливо (как бы «сама по себе»), в том числе и при неблагоприятных условиях. Достижения ребенка столь оче­видны, что его одаренность не вызывает сомнения.

   Скрытая одаренность проявляется в атипичной, замаскиро­ванной форме, она не замечается окружающими. В результате воз­растает опасность ошибочных заключений об отсутствии одарен­ности такого ребенка. Его могут отнести к числу «неперспективных» и лишить необходимой помощи и, поддержки. Нередко в «гадком утенке» никто не видит будущего «прекрасного лебедя», хотя известны многочисленные примеры, когда именно такие «неперспективные дети» добиваются высочайших результатов.

 По критерию «особенности возрастного развития» можно дифференцировать раннюю и позднюю одаренности.

Примером ранней одаренности являются дети, которые полу­чили название «вундеркинды». Вундеркинд (буквально - «чудес­ный ребенок) - это ребенок, как правило, дошкольного или млад­шего школьного возраста с чрезвычайными, блестящими успехами в каком-либо определенном виде деятельности - математике, по­эзии, музыке, рисовании, танце, пении... Особое место среди таких детей занимают интеллектуальные вундеркинды. Это не по годам развитые дети.

Качества личности

  • Стремление к творческой деятельности
  • высокий уровень познавательной потребности,
  • огромная любознательность,
  • страстная увлеченность любимым делом,
  • наличие ярковыраженной внутренней мотивации.

 Иногда педагоги ошибочно за одаренность принимают самостоятельность ученика при выполнении заданий: сам подобрал материал, проанализировал его и написал реферат и т. д. Излишнее вмешательство учителей и чрезмерная опека родителей могут оказать, негативное влияние на ход обучения одаренных учащихся, затормозить развитие процессов саморегуляции, привес­ти к потере самостоятельности и мотивации к освоению нового.

 Одна из основных характеристик одаренных детей и подрост­ков НЕЗАВИСИМОСТЬ (автономность): отсутствие склонности дей­ствовать, думать и поступать сообразно мнению большинства. В какой бы области деятельности ни проявлялась их одаренность, они ориентируются не на общее мнение, а на лично добытое зна­ние. Хотя эта личностная характеристика помогает им в деятельно­сти, тем не менее, именно она делает их неудобными для окружаю­щих. Одаренные дети ведут себя менее предсказуемо, чем этого хотелось бы окружающим, что приводит иногда к конфликтам. Учителю следует всегда учитывать э т у психологическую особен­ность, понимая ее природу.

 Роль CЕМЬИ

    Развитию одаренности детей способствуют высокие по­знавательные интересы самих родителей, которые, как правило, не только заняты в сфере интеллектуальных профессий, но и имеют разного рода интеллектуальные «хобби». В общении с ребенком они всегда выходят за круг бытовых проблем, в их общении очень рано представлена так называемая совместная познавательная дея­тельность - общие игры, совместная работа на компьютере, обсуж­дение сложных задач и проблем.

 Взаимоотношения со сверстниками

Сверстники относятся к одаренным детям в основном - с большим уважением, многие одаренные дети пользуются высокой популярно­стью. В тех школах, где обучение явля­ется ценностью, такие дети становятся лидерами, «звездами» клас­са. Правда, и у этих детей могут возникать проблемы в том случае, если не учитываются их повышенные возможности: когда обуче­ние становится слишком легким. Очень важно создать для этих де­тей оптимальные по трудности условия их одаренности:

·        Во-­первых, одаренный учащийся должен иметь реальную возможность не только знакомиться с различными точками зрения по интере­сующему его вопросу, но и при желании вступать во взаимодействие с другими спе­циалистами (учителями, консультантами и т. п.).

·        Во-вторых, поскольку позиция одаренного ребенка при этом может быть весьма активной, ему должна быть предоставлена возможность ее реали­зации. Поэтому учитель должен быть готов к тому, что его ученик может оспаривать чужие точки зрения (в том числе и весьма авторитетные), отстаивать свое мнение.­

ПРИНЦИПЫ ВЫЯВЛЕНИЯ И ПУТИ РАЗВИТИЯ ОДАРЕННЫХ ДEТЕЙ

     Выявление одаренных детей – это продолжительный процесс, связанный с анализом развития конкретного ребенка. В этом случае одноразовая процедура тестирования невозможна. Поэтому необходим постепенный, поэтапный  поиск одаренных детей в процессе их обучения (возможно по специальным программам).

      Тесты могут использоваться в качестве одного из множества источников дополнительной информации, но ни в коем случае не в качестве единственного критерия для принятия решения о том, что данный ребенок является «одаренным» либо «неодаренным».

Психолого-педагогический мониторинг, используемый с целью выявления одаренных детей, должен отвечать целому ряду т р е ­б о в а н и й :

1) комплексный характер оценивания разных сторон поведения и деятельности ребенка, что позволит использовать различные ис­точники информации и охватить как можно более широкий спектр его способностей;

       2) длительность процесса идентификации;

        3) анализ поведения ребенка в тех сферах деятельности, которые

в максимальной мере соответствуют его склонностям и интересам;

      4) экспертная оценка продукта деятельности детей (рисунков, стихотворений, технических моделей, способов решения математиче­ских задач и пр.) с привлечением экспертов - специалистов высшейквалификации и соответствующей предметной области деятельности (математиков, филологов, шахматистов, инженеров и т. д);

      5) выявление признаков одаренности ребенка, не только по от­ношению к актуальному уровню его психического развития, но и с учетом зоны ближайшего развития

(в частности, в условиях обога­щенной предметной и образовательной среды при разработке ин­дивидуализированной стратегии обучения данного ребенка). Целе­сообразно проведение проблемных уроков по особой программе; использование тренинговых методов, в рамках которых можно ор­ганизовывать определенные развивающие влияния и снимать, ти­пичные для данного ребенка психологические «преграды» и т. п.;

      6) многократность и многоэтапность обследования с использо­ванием множества психодиагностических процедур, отбираемых в соответствии с предполагаемым видом одаренности и индивиду­альностью данного ребенка;

      7) диагностическое обследование желательно проводить в ситуации реальной жизнедеятельности, приближая его по форме ор­ганизации к естественному эксперименту;

      8) использование таких предметных ситуаций, которые моде­лируют исследовательскую деятельность и позволяют ребенку проявить максимум самостоятельности в овладении и развитии деятельности;

      9) анализ реальных достижений детей и подростков в различ­ных предметных олимпиадах, конференциях, спортивных соревно­ваниях, творческих конкурсах, фестивалях, смотрах и т. п.

НАПРАВЛЕНИЯ РАБОТЫ

ПРИНЦИПЫ, цели, содержание и методы обучения.

     К основным общим принципам обучения одаренных детей школьного возраста относятся:

  • принцип развивающего и воспитывающего обучения;
  • принцип индивидуализации и дифференциации обучения;
  • принцип учета возрастных возможностей.

 По целям образования применительно к одаренным детям необходимо обратить особое внимание на следующие моменты.

Одаренные дети должны усвоить знания во всех предметных областях, составляющих общее среднее образование. Несмотря на более вы­сокие способности в отдельных предметных общеобразовательных областях или в других областях, не включенных в содержание об­щего среднего образования, для многих одаренных детей усвоение такого разнообразия знаний может быть нелегким делом.

Для всех детей главнейшей целью обучения и воспитания явля­ется обеспечение условий для раскрытия и развития всех способ­ностей и дарований с целью их последующей реализации в профес­сиональной деятельности. Следует подчеркнуть, что именно на этих детей общество в первую очередь возлагает надежду на решение актуальных проблем современной цивилизации. Таким обра­зом, поддержать и развить -индивидуальность ребенка, не расте­рять, не затормозить pост его способностей - это особо важная за­дача обучения одаренных детей.

     Так, в качестве п р и о р и т е т н ы х  ц е л е й обучения детей с общей одаренностью могут быть выделены следующие:

- развитие духовно-нравственных основ личности одаренного ребенка, высших духовных ценностей (важно не само по себе даро­вание, а то, какое применение оно будет иметь);

     - создание условий для развития творческой личности;

     - развитие индивидуальности одаренного ребенка (выявление и раскрытие самобытности и индивидуального своеобразия его возможностей);

- обеспечение широкой общеобразовательной подготовки вы­сокого уровня, обусловливающей развитие целостного миропони­мания и высокого уровня компетентности в различных областях знания.

 МЕТОДЫ И СРЕДСТВА ОБУЧЕНИЯ

     Ведущими и основными являются мето­ды творческого характера - проблемные, поисковые, эвристические, исследовательские, проектные - в сочетании с методами самостоя­тельной, индивидуальной и групповой работы. Они исключительно эффективны для развития творческого мыш­ления и многих важных качеств личности (познавательной мотива­ции, настойчивости, самостоятельности, уверенности в себе, эмо­циональной стабильности и способности к сотрудничеству, и др.).

Формы обучения